Личный защитник - Амулет Белой Силы
Акулы и атомные взрывы

Акулы, убийственный атом и особо опасные вещества

С окончанием Второй мировой войны началась новая эпоха. В августе 1945 года американские бомбардировщики с интервалом в три дня сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

А через год был произведен первый подводный ядерный взрыв на атолле Бикини, входящем в архипелаг Маршалловы острова.

О последствиях для окружающей среды тогда мало кто задумывался. Только что закончилась мировая война, унесшая десятки миллионов жизней, поэтому до охраны природы политикам, и тем более, военным было мало дела.

Бывшие ранее союзниками державы-победители вступили в "холодное" противостояние, начав гонку совершенно новых в то время атомных вооружений.

1 июля 1946 года на атолле Бикини было произведено масштабное ядерное испытание. Основной задачей было изучение воздействия атомной бомбардировки на корабли, находящиеся в акватории.

Бомба была сброшена с воздуха на парашюте, точность прицеливания оставляла желать лучшего, к тому же свои коррективы внес ветер.

Вследствие этих причин эпицентр взрыва оказался примерно в 500 метрах в стороне от намеченной цели.

Рыбу глушат атомной бомбой

Военных не очень удовлетворили полученные результаты. Отыграться им удалось 25 июля, когда "промахнуться" было невозможно, так как бомба была закреплена под водой лагуны на глубине около 30 метров.

Мощность заряда составляла 23 килотонны, что было чуть мощнее взрыва, уничтожившего Нагасаки. В результате подрыва бомбы образовался большой столб воды, поднявшийся вверх вместе с облаком брызг и пара на высоту более 2 км.

Под водой со сверхзвуковой скоростью начала распространяться разрушительная ударная волна.

Было потоплено несколько кораблей-мишеней, в том числе три подводные лодки, находящиеся на расстоянии до 800 метров от эпицентра взрыва. В радиусе нескольких километров от воздействия ударной волны погибла практически вся рыба, включая акул.

Акватория лагуны подверглась радиационному загрязнению – намного более сильному, чем при осуществленном ранее воздушном взрыве.

Всего в эксперименте использовалось более 80 кораблей и вспомогательных судов, которые оказались очень серьезно повреждены. Почти все они были признаны непригодными даже для применения в качестве мишеней и по этой причине затоплены.

Таким образом, подводный атомный взрыв на Бикини под кодовым названием "Бейкер" стал первым в истории случаем концентрированного ядерного заражения. А намеченные на следующий год испытания пришлось отменить по причине отсутствия мишеней.

Неуёмный аппетит американских военных

Однако перерыв был совсем небольшой. Уже в 1948 году были осуществлены новые тесты атомного оружия.

На этот раз они проводились на другом атолле – Эниветок (или Эневеток). Всего за период с 1946-го по 1958-й год на Маршалловых островах американцами было взорвано 67 ядерных бомб и устройств. Производились и подводные взрывы – оба на Эниветоке в 1958 г.

Последний год был самым "урожайным" – на двух атоллах менее чем за четыре месяца было проведено 33 испытания. Урон, нанесенный биоценозам островов и соседней акватории, даже трудно себе представить.

Среди взорванных зарядов было несколько термоядерных мощностью свыше 10 мегатонн, в том числе "Браво", который практически уничтожил сам атолл Бикини в 1954 году.

Радиоактивные осадки тогда выпали на территории океана площадью свыше 18000 кв. км.

Еще одно атомное испытание в этот период было проведено в 1955 году в 500 милях от западного побережья США. Заряд был расположен на глубине свыше 600 метров. Целью эксперимента являлось исследование воздействия глубоководного ядерного взрыва на подводные лодки противника.

Сколько при этом погибло рыбы, включая обитающих в тех водах акул, история скромно умалчивает. По расчетам, при подрыве бомбы мощностью 100 кт на глубине 50 метров, ударная волна может стать причиной смерти пловца на расстоянии до 5 км.

В случае более глубоководного взрыва это расстояния еще больше увеличивается (так как не теряется энергия на образование надводного султана и воздушной ударной волны).

Американцы проводили испытания в Тихом океане до 1962 года, в том числе над атоллом Джонстон (расположен между Гавайями и Маршалловыми островами) и в районе острова Рождества (Кирибати).

Кто ещё баловался смертоносным оружием?

В те же годы завершила разработку собственного атомного оружия Великобритания. В качестве полигона для первого взрыва были назначены острова у северо-западного побережья Австралии.

Таким образом, и союзники американцев для своих небезопасных экспериментов выбирали акватории в южных морях, где широко распространены многие виды акул.

Интересно, что англичане свой первый атомный взрыв мощностью 30 килотонн произвели прямо на борту старого военного корабля, фрегата.

Включившаяся чуть позже в ядерную гонку Франция тоже решила не уходить от уже успевшей сложиться традиции. В течение 30 лет с 1966 по 1996 год на атоллах Муруроа (Моруроа) и Фангатауфа в Туамоту было произведено почти 200 взрывов.

Французы осуществляли атомные испытания в атмосфере уже после подписания договора об их запрете в 1963 году. Один из последних взрывов на Муруроа привел к появлению в подводной части атолла громадной трещины длиной несколько километров.

Сегодня существует реальная опасность попадания радиоактивных веществ из подземной шахты в окружающий океан.

Атмосферные и подводные взрывы осуществлял и Советский Союз. В качестве полигонов использовались либо отдаленные местности в глубине материка, либо территории в районе архипелага Новая Земля в Северном Ледовитом океане.

Здесь, разумеется, нет такого обилия акул и разнообразия фауны, как в южных морях.

Зато именно советским ядерщикам принадлежит "мировой рекорд" по мощности взорванного заряда. По разным оценкам, его тротиловый эквивалент составлял от 50 до 100 мегатонн.

Радиоактивные и отравляющие вещества - на дно океана

Помимо непосредственного урона биоценозам от проводившихся испытаний, атомная эпоха принесла и другую угрозу. Речь идет о заражении окружающей среды вследствие попадания в нее радиоактивных отходов или ядерного топлива.

Здесь свою лепту вносят как катастрофы военных кораблей и транспортных судов, так и вполне осознанная человеческая деятельность.

К сожалению, многие государства использовали для захоронения опасных отходов гидросферу планеты. Как радиоактивные, так и отравляющие вещества просто погружались в запаянных контейнерах на дно морей и океанов. Понимание пагубности подобной практики пришло далеко не сразу.

В нескольких регионах мирового океана сегодня имеется повышенная опасность разгерметизации емкостей с отходами. В этот ряд входят и достаточно мелководные моря, омывающие многие европейские государства – Балтийское и Северное. Здесь в свое время было затоплено немало контейнеров с химическим оружием нацистской Германии.

Так, в районе Борнхольмской впадины захоронено 240 тысяч тонн боеприпасов. Бомбы и снаряды с химическим оружием грузились на старые суда и затапливались вместе с ними. По прошествии многих лет металлические гильзы и оболочки корпусов зарядов неизбежно проржавеют.

Таким образом, опасность попадания в воды моря отравляющих веществ со временем становится все реальней.

Сходная ситуация наблюдается и с радиоактивным отходами. Советские РАО в свое время были преимущественно захоронены в районе все той же Новой Земли, на восточном шельфе архипелага.

А вот американцы умудрились часть своих опасных отходов общей массой около 47 тонн захоронить у Фараллоновых островов вблизи побережья Калифорнии, неподалеку от крупного города Сан-Франциско. В 500 милях от берегов Флориды ими же было затоплено судно с боевыми отравляющими веществами (зарином).

Если этот яд просочится наружу, он непременно приведет к гибели большого числа гидробионтов, включая все трофические цепочки вплоть до крупных хищников - акул.

Аварии судов и атомных крейсеров

Еще один фактор – катастрофы судов. Отдельной строкой здесь можно упомянуть атомные подводные лодки. За все время их эксплуатации немало ядерных крейсеров погибли и сегодня лежат на морском дне.

Среди них – американские "Скорпион" и "Трешер", советские "Комсомолец", К-219, российский "Курск". Самая первая катастрофа по времени принесла и больше всего жертв. На американской субмарине с "акульим" именем "Трешер" (Морская лисица) погибло 129 моряков.

Особая опасность в таких случаях связана с тем, что реакторы затонувших кораблей находятся в обычном походном состоянии – в отличие от тех, которые перед захоронением специально консервируют.

Нередки катастрофы и аварии торговых судов, перевозящих токсичные отходы или ядовитые вещества. Подобные эксцессы случались как во время войны, так и в мирные десятилетия. Происходят они и сегодня, хотя и не о всех, конечно, мы узнаем. Ведь открытый океан хранит очень много загадок.

Обычно становятся широко известны аварии, происходящие вблизи берега или с большими пассажирскими судами. Так, в 1985 году прямо у входа в порт Могадишо села на мель "Ариадна", перевозящая 105 тонн токсических веществ. Операция по разгрузке контейнеров производилась в течение девяти месяцев.

В 1969 году массовые заморы рыбы были отмечены в Рейне. Оказалось, что причиной стало попадание в реку всего лишь двух 25-килограммовых канистр с инсектицидами. В результате погибло несколько миллионов рыб.

Можно только предполагать, сколько гибнет морских обитателей вследствие крушений в открытом океане судов, перевозящих тонны опасных веществ.

С этой публикацией читают следующие статьи:
Нападения акул на курортах Египта - все новые нападения акул на туристов 1. Акулы полюбили воды Е...
Памятка по выбору безопасного места отдыха 2016 год стал рекордным по числу нападений акул на чел...
Военные действия в морской среде и акулы Помимо ущерба, наносимого биоценозам океана в результате...
Новые факты о жизни Мегалодона Результатом неутихающих споров о том, жив ли Мегалодон или это в...
50 интересных фактов о белой акуле 1. Белая акула занимает четвертое место среди самых опасных ...

Поделитесь этой информацией с друзьями:


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Рубрики АкулИнфо

Все тексты этого сайта могут использоваться только с указанием активной индексируемой гиперссылки на страницу-источник с данного сайта. По вопросам авторского права просьба обращаться к администратору.