Июль 2019: сенсация, Мегалодон и гигантская глубоководная шестижаберная акула

Все мы знаем, что достаточно много людей, включая насмотревшихся фантастики, желали бы увидеть новость о том, что учёные обнаружили какого-нибудь гигантского доисторического монстра, вымершего много лет назад.

К одному из таких "чудовищ" относят гигантскую акулу Мегалодон, считающейся вымершей около 2 миллионов лет назад. Этой фантастической акуле у нас посвящён целый раздел "Проект "Мегалодон", в котором мы изучаем и анализируем появляющуюся информацию по этому древнему опасному хищнику, и даже заглядываем в будущее, где будет возможно воссоздание доисторических существ для их изучения.

И вот, в июле 2019 года у любителей сенсации появилась возможность вновь зацепиться за гипотезу "Мегалодон жив", воспользовавшись фантастической встречей учёных с гигантской глубоководной акулой во время экспедиции на Багамах.

104-akula.jpg

Как только не представляли в мировых средствах массовой информации это событие и обнаруженную акулу. Достаточно взглянуть на их заголовки:

Древний глубоководный монстр впервые попался на глаза учёным

Опубликована первая в мире видеозапись акулы Мегалодон

Исследователи посмотрели в глаза доисторическому монстру

В 2019 году учёные впервые пометили акулу-динозавра

Биологи обнаружили Мегалодона в Атлантическом океане на глубине 2 километра

Учёным удалось заснять на видео гигантского динозавра

Биологи обнаружили морское чудовище в океане: восьмиметровый монстр, сенсационное видео

Детёныш Мегалодона напал на батискаф с учёными

Дальше всех пошли итальянцы, связав находку таинственной акулы на глубине океана с обнаружением представителя внеземных цивилизаций с другой планеты.

На самом деле, в экспедиции 2019 года учёные поставили цель чипировать редко встречающуюся глубоководную шестижаберную акулу для её изучения. Причём сделать это не на поверхности океана, как это происходит обычно, а на дне, в естественных условиях обитания этого крупного неуловимого хищника.

Действительно:
- шестижаберная акула обитает на больших глубинах, считаясь глубоководным представителем;
- взрослые особи достигают очень больших размеров (до 8 метров);
- акула практически не изменила свой облик на протяжении 200 миллионов лет существования вида.

Однако эта акула не имеет ничего общего с гигантским монстром-тяжеловесом из плиоцена - Мегалодоном.

Именно в этом направлении и пытались раздуть сенсацию некоторые интернет-ресурсы, и им частично это удалось - пользователи интернета купились на сенсационные заявления и впечатляющие видео, на которых позирует огромная акула размером с батискаф учёных. Видео быстро разлетелось по интернету, а по форумам поползли слухи об обнаружении Мегалодона.

В этой статье мы расскажем, в чём же на самом деле заключалась сенсационность этого события 2019 года для науки, а также как была искажена новость о гигантской шестижаберной акуле официальными интернет-ресурсами.

Информация об экспедиции и о гигантской глубоководной акуле

В конце июня 2019 года группой морских биологов из Университета Флориды была подготовлена экспедиция в Атлантический океан недалеко от Багамских островов. Учёные поставили перед собой задачу чипировать глубоководную шестижаберную акулу для её более детального изучения.

Для этих целей было подготовлено исследовательское судно OceanX Aluci, оснащённое глубоководным батискафом для изучения жизни на больших глубинах океана.

Ранее биологи довольствовались только встречами шестижаберных акул в поверхностных водах океана, что являлось для них не таким частым явлением.

Хищники предпочитают обитать на глубинах до 2,5 км, куда не проникает солнечный свет. Обитают они в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, поднимаясь ближе к поверхности в ночное время суток.

Чем занимаются шестижаберные акулы на такой глубине и какой ведут образ жизни - для учёных до этого времени оставалось загадкой.

Учёные решились на такую сложную и дорогостоящую экспедицию по одной причине - при поднятии глубоководной акулы на поверхность, как это практиковалось раньше, акула была подвержена сильному стрессу, резкому перепаду окружающих условий и дезориентации. Это могло не просто исказить данные, полученные от датчиков, но и вовсе убить подопытную.

Поэтому команда приняла решение сделать то, что раньше не делал ещё никто: пометить глубоководную шестижаберную акулу в её естественной среде обитания.

Много миллионов лет назад, во времена существования на Земле динозавров, шестижаберники по размерам превосходили своих сегодняшних сородичей, имея длину тела до 12 метров. Хищницы охотились на китов, других акул и тюленей, а также специализировались на падали. Этот вид акул можно считать санитарами океана, так как их жертвами становились слабые и больные особи, включая мёртвых животных, погрузившихся на дно океана.

Эти акулы считаются малоопасными для людей, так как являются глубоководным видом и встречи с ними происходят не так часто.

За всю историю зафиксировано не более 10 инцидентов с участием этого вида хищника.

Отличительными особенностями вида шестижаберных акул являются:
- большие размеры;
- высокая продолжительность жизни до 80 лет;
- зелёные светящиеся в темноте глаза;
- уникальная форма зубов, каждый из которых похож на ручную пилу;
- шесть пар жаберных щелей.

105chelyusti.jpg

106-zhabry.jpg

Именно наличие шести пар жаберных щелей и дало шестижаберным акулам название вида. В отличие от других видов акул, имеющих 5 пар жабер, шестижаберники пошли по иной ветви развития, "отказавшись" от эволюционирования.

Как пояснили сами биологи, этот вид акул не изменился со времён Юрского периода, дожив до наших дней в первозданном виде. В этом и заключается его уникальность и фантастичность. Поэтому интерес исследователей в 2019 году пал именно на этих акул.

Биологи совершили несколько попыток обнаружить неуловимого хищника, опускаясь в батискафе на самое дно Атлантического океана около острова Эльютера на Багамах, чтобы с помощью приманки найти одну из особей и закрепить на ней радиомаячок с помощью специального гарпуна, установленного на глубоководном аппарате.

После нескольких неудачных погружений и череды технических неполадок удача оказалась на их стороне - 1 июля перед исследователями предстала гигантская самка глубоководной шестижаберной акулы. Спутниковый датчик был успешно закреплён на теле хищника, после чего учёные назвали это событие историческим.

Видео: учёные сняли на видео глубоководную шестижаберную акулу и чипировали её

Как подали новость официальные СМИ про гигантскую глубоководную акулу?

Официальные средства массовой информации, в отличие от искателей сенсаций, не стали называть шестижаберную акулу Мегалодоном, что являлось заведомым обманом.

Однако они исказили информацию о результатах экспедиции. Её результатом стало первое в мире чипирование глубоководной шестижаберной акулы в её естественных условиях обитания - в придонном слое океана на большой глубине.

До этого все исследования данного вида акул происходили исключительно в поверхностных водах.

В СМИ же читателям рассказали о впервые обнаруженном виде доисторических акул, что и было выдано за сенсацию и фурор учёных.

А уникальное видео с гигантской акулой представлено как первое и единственное видео с глубоководной шестижаберной акулой.

Ниже приводится информация от самих исследователей, которой они поделились со своими читателями в личных блогах и соцсетях.

Охота на глубоководную шестижаберную акулу глазами исследователей

Сбор информации, перевод на русский, пояснения и расшифровка технических терминов сделаны специалистом проекта "Лагуна акул".

1 июля 2019 года, после недели на Багамах с нашими замечательными партнёрами из Научно-исследовательского института мыса Элеутера, мы совершили историческое событие - впервые пометили животное из глубоководного батискафа, чего до нас ещё никто не совершал!

Несмотря на неудачные попытки в августе 2018 и феврале 2019 года, мы продолжили погружения – и 1 июля нам удалось закрепить передатчик на объекте небольшим гарпуном. Поздравьте нас: это первый успешный случай в истории!

Нашей целью была глубоководная шестижаберная акула. Этот древний вид хищника предшествует динозаврам и является одним из доминирующих хищников глубоководной экосистемы Мирового океана.

Встретить эту акулу непросто, а поставить на неё GPS-метку - ещё сложнее!

Как и у многих других глубоководных существ, образ жизни шестижаберной акулы долгое время остаётся тайной для науки.

Ведущий учёный в экспедиции, доктор Дин Граббс из Морской лаборатории бывшего Советского Союза, стал первым, кто прикрепил спутниковый датчик к одной из самых неуловимых акул. До сих пор это делалось только с борта лодки - акул поднимали на поверхность.

Но поскольку шестижаберная акула является глубоководным видом, то для неё такой способ является физиологически неприемлемым. В их типичном жизненном цикле они не появляются на дневной свет и очень редко находятся при низком давлении и более высоких температурах поверхностных вод.

Как правило, данные, полученные после мечения на поверхности шестижаберников, считаются искажёнными, поскольку акула не возвращается к своему естественному поведению в течение некоторого времени после мечения.

Поэтому мы отказались от такого насильственного способа наблюдений.

Теперь, когда мы своим примером показали, что метод чипирования можно проводить в условиях больших глубин, мы можем начать исследовать таинственный мир глубоководных обитателей, и наконец-то получить важную информацию об их перемещении и поведении в недосягаемых для человека областях Мирового океана.

После первого дня плавания от мыса Элеутера наше первое погружение было 26 июня. Для погружений использовался специальный глубоководный батискаф, снаружи которого были закреплены камеры, гарпун и приманка. На гарпуне фиксировался чип (водонепроницаемая конструкция размером с айпад).

Экипаж корабля опустил в то утро на морское дно полный ящик рыбной приманки, и к тому времени, когда наша глубоководная субмарина спустилась на дно, территория была заполнена небольшими акулами и другими мелкими хищниками.

Причина, по которой мы совершали эти погружения только ночью, заключалась в том, что у глубоководной шестижаберной акулы есть суточный маршрут миграции. Место для погружения и установки ящика с приманкой были выбраны таким образом, чтобы мы могли поймать этих акул в момент начала их вертикальных перемещений со дна в более верхние слои океана - ночные вертикальные миграции у шестижаберников составляют около 1 километра, например, с 2 км ото дна наверх в толщу океана на 1 км выше.

109-primanka1.jpg

110-primanka2.jpg

111-submarina.jpg

112july.jpg

113-spuskayut-nochyu.jpg

В первую же ночь нам встретилась подходящая особь шестижаберной акулы, на которой мы и решили закрепить метку с помощью гарпуна. Однако когда мы произвели выстрел, то острый наконечник фиксатора не пробил толстую плакоидную чешую акулы, попросту отскочив от неё как стальной шарик от стенки.

Поднявшись на поверхность после неудачной попытки, в этот же день мы внесли соответствующие коррективы и настройки.

Следующее ночное погружение не принесло результатов - акул в эту ночь на глубине не было. Зато похрустели на глубине закуской, напугав парочку попавшихся на пути подводных "монстров".

Ночь третья.
Встретили на дне несколько молодых особей глубоководной шестижаберной акулы, уплетающих за обе щеки нашу приманку. Своими интенсивными движениями они подняли со дна столько ила, что видимость была практически нулевой. Мы были очень взволнованы тем, что наконец-то сможем зачипировать неуловимых хищников и начали приготовления к охоте.

Но, к сожалению, эта ночь также оказалась неудачной - появилась парочка крупных групперов и сильно затруднила нам задачу. В результате вместо акулы гарпун с датчиком угодил в одного из групперов. Что ж, наши коллеги из соседнего отдела будут очень рады этим данным для их исследований.

К тому же, мы пожелали этому групперу быть съеденным нашей глубоководной шестижаберной акулой. Для нас это был бы джек-пот.

Наступила четвёртая ночь, последняя в нашей экспедиции. Членами экипажа на дно было заложено ещё несколько сотен килограмм приманки.

Другая часть приманки устанавливается на управляемый шест непосредственно на самом глубоководном аппарате, чтобы иметь возможность приманить акулу к батискафу и вывести её на "линию огня".

Все мы очень нервничали, хотя никто не подавал виду - очень боялись, что последняя попытка также окажется провальной.

Весь вечер шёл ливень. Нам ничео не оставалось делать как ждать. Во время предыдущих погружений мы заметили тенденцию появления акул около 10 вечера. И словно по доброй воле к этому моменту прекратился дождь. На приподнятом настроении мы скомандовали друг другу и запрыгнули в субмарину.

В эту ночь акулы были как раз вовремя. Мы начали свои приготовления и в этот момент появилась ОНА! Это было непередаваемое зрелище, которое удалось лицезреть лишь нескольким людям Земли.

Привлечённая приманкой, в огнях нашей субмарины, появилась гигантская самка глубоководной шестижаберной акулы. Она кружила возле нашего батискафа, словно кит вокруг бумажного кораблика, обнюхивала его и поднимала с морского дна огромные клубы ила. От акулы нас отделяло лишь стекло субмарины.

Это была настоящая акула-динозавр!

Затаив дыхание, мы долго выводили её на прицел с помощью приманки, вглядываясь в цель через непроницаемый слой поднявшегося ила. Прозвучал щелчок срабатывания гарпуна. Сверху с корабля мы получили сообщение о том, что метка сработала, однако было столько много ила, что мы не могли понять, во что мы попали.

И снова минуты томительного ожидания накрыли нас на глубине Атлантического океана. Мы сидели как на иголках в ожидании результатов мониторинга сверху.

Наконец мы услышали то, к чему шли эти долгие годы работы: оператор с радостью воскликнул, что метка закрепилась именно на нашей цели - гигантской глубоководной шестижаберной акуле!

Теперь мы наконец-то сможем приоткрыть тайну этих фантастических хищников родом из Юрского периода и получить важную информацию об их перемещениях и поведении.

Довольные, мы поднялись на поверхность и остаток ночи провели в кабинете с аппаратурой.

Датчики будут собирать информацию на протяжении нескольких месяцев, а затем биологи планируют изучать полученные результаты. Кто знает, какие открытия поможет совершить учёным эта представительница доисторических хищников.

Кроме успешного внедрения новой методики пеленга глубоководных животных, мы получили уникальные видеокадры древнего хищника. Вид глубоководной шестижаберной акулы не менялся в течение 200 миллионов лет, что соответствует Юрскому периоду в истории Земли - об этом говорят изученные окаменелости ранних акул того периода.

В отличие от своих более развитых сородичей, у которых пять жаберных пар, у шестижаберника их шесть, где шестая жабра - это примитивный атавизм раннего Юрского периода - того времени, когда акулы впервые стали эволюционировать.

Что ж, благодаря акулам мы смогли ещё ближе приблизиться к недосягаемому миру древних существ из прошлого, и эти видеокадры станут достойным материалом в копилку современной науки. В очередной раз мы доказали, что акулы обладают поистине бесценным сокровищем не только для учёных, но и для всего современного мира.

Так давайте же приложим усилия, чтобы сохранить эту живую историю нашей планеты, в которой таится так много загадок, что хватит ещё не на одно поколение. Кто знает, какие потрясающие открытия помогут сделать людям эти легендарные хищники!

101akula.jpg

102akula.jpg

103akula.jpg

Партеногенез - это девственное размножение без участия самца.
Летом 2019 года в Приморском и Хабаровском крае вновь начала распространяться информация про опасность отдыха со стороны белых акул.
В 2019 году учёный мир получил достаточно много интересной информации о поведении и охотничьих стратегиях белой акулы благодаря использованию новых те...
Гигантская акула была найдена на берегу города Любек (США). В Интернете уже распространили видео, снятое людьми, пытающимися помочь выброшенной на бер...
Невероятно большая белая акула, похожая на известный персонаж фильма "Челюсти", была сфотографирована у побережья Австралии.
В сети появилось эмоциональное видео, запечатлевшее леденящее душу столкновение одинокой байдарки и гигантской акулы.
Сезонная выставка "Динамичная Земля" вновь откроется, чтобы представить свой новый экспонат – акула Мегалодон.

моребор
мегадон в ватикане… а вся эта фигня с ,, обнаружениями открытиями,, для отвлечения внимания.

всё давно обнаружили и открыли — использовать не дают