
Роман Питера Бенчли "Челюсти"
С пришествием новой литературы "классический" образ акулы естественно "модернизируется". С одной стороны, он значительно "углубляется", т.е. мы видим не только внезапно появившийся над водной поверхностью акулий плавник, а значит, неминуемую угрозу жизни.
Роль акулы в произведении
Триумфальный и переломный в понимании и отношении к акуле роман П. Бенчли "Челюсти" прямо начинается с описания подводного движения хищника, его присутствие становится ощутимее, зримее, максимально реальнее. Здесь сказываются и накопленные знания, и опыт встреч с этим таинственным и страшным животным.
А с другой стороны, весь этот интеллектуальный "багаж" способствует такой же полновесной "мистификации" и демонизации океанического хищника, его додумыванию и раскрашиванию.
Неизвестное, как известно, страшит, а познанное может испугать, или использоваться для устрашения.
Коварные челюсти в романе Питера Бенчли
Уже не секрет, что у Бенчли "Челюсти" создавались из логического допущения, что некая большая белая акула решила не покидать определенной территории.
В свое время, прознав историю о рыбаке, которому удалось поймать огромную акулу, автор озадачился моделированием ситуации, когда рыба "не захотела бы" уходить обратно в глубины океана и осталась бы в прибрежных водах.
Другими словами, можно было бы сказать, что роман Бенчли "Челюсти" - это эксперимент с определенными заданными исходными составляющими, а все известные знания про акулу употреблены с избирательным художественным "фильтром" для пущей достоверности.
Как бы там ни было, в книге Бенчли "Челюсти" акула уже не просто хищник, периодически встречающийся человеку в океане, а ужасающий "рок", поселившийся рядом и избравший человека для кровавых расправ.
Дальше становится еще интереснее. Акула плавает в прибрежных водах, нападая на жителей, домашних животных, а герои романа заняты своими делами, вернее, своими деньгами, властью, репутацией.
Смотреть видео - "Челюсти" по роману П.Бенчли:
Спилберг и Бенчли сравнивают людей с акулами
Известно, что Спилберг, прочтя роман Бенчли "Челюсти", нашел всех действующих лиц совсем неприятными и даже желал бы акуле победы над ними.
Иными словами, Спилберг дает оценку людям, оказывающимся внутри себя страшнее акулы. Получается забавно, Бенчли моделирует "Челюсти" как монстра по всем правилам, а человеку нечего им противопоставить.
Впрочем, у Бенчли "Челюсти" не исчерпывают тематику таинственной угрозы из неведомого океана, все последующие его романы набавляют качество ужаса не только ситуативными перипетиями, но и ролью человека в них.
Не справившись с акулой, как человек (т.е. воспринимая ее как врага), герои у Бенчли начинают расправляться с человеком, как акула.
Последний роман "Белая акула" считается самым "фантастическим" из его творчества в плане сюжета, однако, он может оказаться самым "реальным", исходя из всей логики человеческой жизни - человек перенимает "силу врага", создавая идеального солдата на генах акулы. Вывод очевиден.
Однако, к чести Бенчли, "Челюсти" и весь ряд романов, "выросших" из них с определенной аксиологической и нравственной задачей, не являются единственными книгами в его жизни. Сам автор позже сознавался, что уже ни за что не сел бы писать такой роман как "Челюсти".
Бенчли перестарался с "Челюстями"
Очевидная "передозировка" ужаса, особенно после экранизации Спилберга, дала свои и отрицательные всходы.
Вытащив - на этот раз из морских глубин - очередное "пугало" для несчастного человека и снабдив его самым реалистическим "гримом", водрузив на его плечи роль абсолютного и непобедимого зла, наделив безличным и символическим названием "Челюсти", Бенчли и компания определенно перестарались.
Роль и исполнительница, оказавшаяся к тому чрезвычайно убедительной, слились воедино неразрывными нитями. Последствия известны и печальны.
В конце жизни Бенчли стал писать документальные книги об акулах, основываясь не на собственных художественных моделях, а на реальности и собственном опыте ("Акулья тревога: Правдивые истории об акулах и море", "Акула: Правдивые истории и уроки из бездны").
Но что поделать, ведь яркая картинка предпочитаема прозе жизни, эмоциональное потрясение сильнее его объяснений, инстинкт страха должен чем-то питаться, а поэтому ужас живет не внутри человека, а в океане и имя ему – акула.
Не так ли?
Поделитесь этой информацией с друзьями: