Личный защитник - Амулет Белой Силы
Нефть и акулы

Загрязнение океана нефтью и акулы

Одним из основных антропогенных факторов, несущих угрозу биоценозам планеты, стало в последние десятилетия загрязнение гидросферы нефтью и нефтепродуктами.

Сегодня в год добывается почти 4 миллиарда тонн нефти. Из них около 60% перевозится морским транспортом – нефтеналивными танкерами.

По оценкам, не менее трети попадающих в гидросферу нефтепродуктов приходится именно на долю морских перевозок.

При этом значительно большая часть подобных загрязнений вызвана обычной транспортировкой. Аварии танкеров хотя и привлекают всеобщее внимание, но их удельный вес в общем загрязнении планеты значительно ниже.

Еще один значимый фактор, на который приходится почти третья доля попадающих в моря и океаны нефтепродуктов – вынос их реками. Здесь накладывается деятельность предприятий по добыче, транспортировке и переработке нефти, воздействие автотранспорта и других отраслей народного хозяйства.

Разумеется, сброс нефтепродуктов посредством рек оказывает наиболее существенное влияние на прибрежные акватории и больше всего – на закрытые моря типа Черного или Балтийского.

Так, сток в Черное море происходит по таким крупным рекам, как Дунай, Днепр, Днестр, Южный Буг, Дон, Кубань. При этом аккумулируется сброс нефтепродуктов с огромной территории примерно полутора десятков стран Южной, Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Малой Азии.

К третьему источнику загрязнения можно отнести совокупное воздействие находящихся на побережье городов, промышленных предприятий, заводов по очистке нефти. Также определенную долю дает перенос легких фракций через атмосферу.

В последние годы существенно возрастает роль добычи нефти непосредственно в морях и океанах. Если ранее подобные разработки осуществлялись прежде всего на шельфе, то сегодня массово используется и значительно более опасные методы глубоководного бурения.

При этом помимо постоянной утечки части добываемой нефти возрастает и вероятность аварий, подобных недавно произошедшему взрыву на платформе в Мексиканском заливе.

Влияние загрязнения нефтью на водные биоценозы

Воздействие нефтепродуктов на биоценозы океана по своему влиянию также можно подразделить на несколько основных факторов. Пожалуй, самым массовым является возникновение на поверхности воды нефтяной пленки.

По оценкам экологов, громадные маслянистые пятна у берегов Америки и Европы уже соединяются в Северной Атлантике и образуют, таким образом, практически сплошные полосы между двумя континентами.

Подобная пленка затрудняет газообмен между атмосферой и океаном и препятствует проникновению в толщи воды солнечных лучей. Основное негативное воздействие при этом оказывается на фитопланктон, икру, мальков и личинок различных морских обитателей – рыб, креветок, моллюсков и т.д.

Разумеется, подобные нефтяные пятна оказывают влияние на все уровни трофических цепей биоценоза.

Ухудшается общая продуктивность океана, за счет чего становится меньше доступной пищи и для крупных хищников, включая многочисленные виды акул (серые, куньи, колючие, сельдевые, песчаные, рифовые и т.д.). На питающихся планктоном гигантских и китовых акул данный фактор оказывает не меньшее воздействие.

Однако наибольший урон от нефтяных пленок наносится тем видам селахий, чей молодняк обитает в прибрежных акваториях. Ведь здесь уровень загрязнения на порядки выше, чем в открытом океане.

Вместе с хищнической добычей акул, подрывом их кормовой базы и другими видами антропогенного загрязнения, сброс нефтепродуктов приводит к существенному снижению численности популяций акул, особенно обитающих в прибрежной зоне или выводящих здесь свою молодь.

Аварии, связанные с производством нефтепродуктов

Несмотря на свои гигантские объемы, постоянное "текущее" загрязнение нефтью, возможно, несет не такую большую угрозу биоценозам, как различные аварии. Дело в том, что нефтепродукты не являются для окружающей природы чем-то совсем чужеродным.

Как известно, сама нефть представляет собой ископаемое природного происхождения. Известно свыше сотни различных организмов, которые могут питаться нефтью или разлагать ее на более мелкие компоненты. К тому же наиболее ядовитые легкие фракции достаточно быстро испаряются с поверхности воды.

Например, бензину для этого требуется около 6 часов. Поэтому существует мнение, что опасность, наносимая биоценозам утечками нефти, несколько преувеличена. Попадаются подобные высказывания даже в научной литературе. Однако не стоит забывать, что многие исследования сегодня финансируются нефтедобывающими гигантами.

Намного более существенный и при этом вполне наглядный вред несут аварии при транспортировке и добыче.

Особенно много подобных происшествий происходило во время мировых войн, когда погибали тысячи различных кораблей, включая нефтеналивные танкеры. По вполне понятным причинам в те годы данному фактору не уделялось много внимания.

Совсем другой резонанс получили аварии, произошедшие в последующие десятилетия. Одним из самых громких стала катастрофа вблизи Великобритании супертанкера "Торри Каньон" в 1967 году. Тогда в воду вылилось около 120 тысяч тонн нефти. Так как произошло это около побережья одной из ведущих стран мира, то резонанс был очень велик.

Для борьбы с разлившейся нефтью применялись детергенты и даже зажигательные бомбы. Урон окружающей среде был просто грандиозен. Трупы крупных морских животных и птиц исчислялись десятками тысяч, а сколько погибло рыб и других гидробионтов, не считал никто.

Разумеется, нанесла эта авария серьезный удар и по популяциям местных акул.

К вреду от разлившейся нефти и рукотворных пожаров добавилось впоследствии и отравление окружающей среды детергентами – веществами, применявшимися для разложения нефтепродуктов.

Оказалось, что эти ядовитые соединения могут быть еще более опасными, чем сама нефть и ее составляющие.

В последующие годы было немало других крушений танкеров. Наиболее известными стали две из них. Это авария американского судна "Амоно Кодис" у берегов Франции в 1978 году, когда разлилось 220 тыс. тонн нефти, и катастрофа танкера "Валдиз" вблизи Аляски в 1989. При обоих происшествиях пострадали громадные территории побережья.

От разливов нефти погибли тысячи морских птиц, множество млекопитающих и не поддающееся учету число других животных. Был нанесен большой ущерб и обитающим в этих водах акулам. Отметим, что эти случаи, как и авария "Торри Каньона", стали настолько широко известными именно ввиду места кораблекрушений.

В то же время за последние полвека в океанах планеты погибли десятки и даже сотни других танкеров, о разливах нефти с которых широкой общественности мало что известно.

Пожалуй, самой громкой катастрофой за всю историю нефтедобычи стала авария на платформе в Мексиканском заливе в апреле 2010 года.

После произошедшего взрыва на протяжении нескольких месяцев не удавалось закрыть отверстие буровой скважины, что привело к попаданию в океан просто грандиозного количества нефти – по оценкам, около 150 млн. баррелей.

Площадь пятна на поверхности океана достигала 75 тыс. кв. км. В результате аварии только на побережье было собрано около семи тысяч погибших морских животных.

Общий ущерб экологии оценить очень трудно. Следует учесть, что пострадало побережье, а также находящиеся в районе катастрофы рифы. Высока вероятность нанесения большого урона многим эндемичным популяциям, в частности – местным разновидностям рифовых акул.

Какую ещё угрозу таит в себе нефть?

Помимо самой нефти серьезную угрозу представляют и применяющиеся для ее разложения активные вещества – диспергенты. Существуют исследования, которые позволяют полагать, что эти соединения разносятся вдоль Атлантического океана Гольфстримом и вызывают массовую гибель животных даже у берегов Великобритании и Канады.

Кстати, высказывались опасения и о судьбе самого Гольфстрима, течение которого по некоторым наблюдениям значительно замедлилось в результате произошедшей катастрофы нефтяной платформы.

Если эта гигантская океаническая река действительно существенно ослабнет, то степень влияния подобного явления на экологию всей планеты оценить очень трудно.

Отметим и некоторые произошедшие за последние годы положительные явления. Так, правительство Австралии приняло решение о создании на гигантской океанической территории масштабного природного заповедника. Здесь будет запрещена любая промышленная и промысловая деятельность, включая рыбную ловлю и нефтедобычу.

А ведь данная территория является нефтеносной и здесь уже были начаты предварительные работы по геологоразведке.

Таким образом, будут сохранены уникальные биоценозы местных рифов, в том числе и популяции нескольких десятков видов акул. Среди них есть немало эндемиков, встречающихся только в австралийских морях.

С этой публикацией читают следующие статьи:
Дело о мёртвых китовых акулах Китовые акулы (Rhincodon typus) – самые могучие, самые огромные рыб...
Кто такая Большая белая акула? Большая белая акула (Carcharodon carcharias) получила свое назва...
Акулы выбрасываются на берег - версии самоубийств Акулы – мощные и красивые животные. Им нет ра...
Акулы и химическое загрязнение океана Именно химическое загрязнение наносит наибольший урон живой...
Акула-мутант - аномалии стали закономерностью Среди всех заболеваний у акул особое место занимают...

Поделитесь этой информацией с друзьями:


Гость
07:39
Возите нефть по суше
Загрузка...

Рубрики АкулИнфо

Все тексты этого сайта могут использоваться только с указанием активной индексируемой гиперссылки на страницу-источник с данного сайта. По вопросам авторского права просьба обращаться к администратору.